О спорте и не спорьте...
В настоящее время количество видов дрессировки уже начинает соперничать с количеством дрессировщиков. Виды и нормативы придумываются чуть ли не каждый день. Объяснение этому найти нетрудно — спрос рождает предложение.
Время сейчас, сложное, и, естественно, чаще всего заходит разговор о «защите». Имеется в виду некоторый набор действий собаки, направленный на обеспечение безопасности того, кто эту собаку на поводке держит.
Ох уж эта «защита»...
Наверное, ни одно понятие не было столько же раз вывернуто наизнанку. А самое главное — мы вряд ли задумались бы о необходимости завести себе «защитную» собаку, если бы не вездесущая реклама, которая постоянно внушает: вам жизненно необходимо обучить свою собаку навыкам обороны вас, любимого, от двух, трёх, а за отдельную плату — от четырёх специально подготовленных и вооружённых людей. Которые, похоже, только и делают, что внезапно нападают на владельцев служебных собак, иногда отвлекаясь на владельцев декоративных...
За почти десяток лет работы в кинологической службе МВД я ни разу не слышал о подобном применении собаки. Даже сотрудниками милиции при их работе. Собака нужна милиционерам для защиты от бандитских посягательств едва ли не в последнюю очередь. Её главная задача — поиск человека или предметов. Поскольку в этой области собаку никакой прибор не заменит. А для защиты себя у милиционера есть грозный документ, оружие и, на крайний случай, «превышение служебных полномочий».
Очень часто мусолится тема о том, что "круче" — спорт или так называемая «реальная защита»?.. Мне всегда хочется ответить вопросом: «Что больше — килограмм или километр?» Это абсолютно разные понятия. Вот и пользовательскую дрессировку нельзя сравнивать со спортивной, тем более — противопоставлять. Защита и спорт — даже не две разные дисциплины, это две разные области. Как говорили мудрые японцы: «Нет разницы, чем заниматься — чайной церемонией, каллиграфией или каратэ, лишь бы это был Путь к духовному совершенству».
Увы, на бытовом уровне нам гораздо чаще встречаются не мудрые японцы, а «распальцованные» соотечественники, очень любящие употреблять выражения «чисто конкретный», «реальный» и т.п. С презрением к тому или иному виду дрессировки, очевидно, относятся те, кто либо вовсе не пробовали данным видом заниматься, либо, что чаще бывает, пробовали, да ничего не получилось. Тут, естественно, гораздо проще охаять спорт, чем признать собственное бессилие и некомпетентность.
Может быть, отчасти этой причиной объясняется необычайное количество упрощённо-урезанных нормативов, которые придумывает нынче всякий, кому только не лень. Да ещё оплёвывая по ходу дела классические нормативы, якобы «громоздкие» и «нежизненные», а на самом деле — слишком сложные для данного индивида. Тот же комплекс IPO требует филигранной техники дрессировки, совершенству которой нет предела. Гораздо проще натаскать собаку на костюм, а не на «какой-нибудь там рукав». А можно ещё добавить крутости — на два костюма, на три...
На самом деле «всерьёз» атаковать человека собаки могут лишь в двух случаях – либо это ВРОЖДЕННАЯ способность, либо — результат сломанной нервной системы. В последнем случае о стабильности, наиглавнейшем критерии «защитного» поведения, можно сразу забыть.
Ну а послушание вообще не для героев. Наверное, поэтому зачастую на подобных площадках одни собаки умеют садиться, другие сидеть, а третьи — не вставать без команды...
Спорт некорректно сравнивать с «прикладной защитой» хотя бы потому, что у них совершенно разные задачи и цели. Например, задача IPO — выявить собак, обладающих полным спектром врождённых способностей от поиска и до элементов «защиты». Этот комплекс создан для отбора поголовья, годного для разведения. И ничего страшного нет в том, что он возведен в ранг спорта. Большинство собак, успешно используемых в спорте, обладает целым рядом характеристик с приставкой «гипер» (например, гиперподвижность). Отсев спортивных собак как раз и следует использовать в прикладных целях, будь то «защита» или поиск наркотиков, примеров масса.
Формы поведения собак «в спорте» и в «прикладной дрессировке» также не сравнимы. В первом случае имеет место огромное стремление к добыче, закачивающееся захватом рукава и борьбой за рукав с фигурантом. Нам требуется оценить те или иные формы поведения собак в жёстко оговорённых, для всех одинаковых и стандартных, можно сказать — стерильных условиях. Нами движет спортивный интерес и стремление к победе. Нас оценивает строгий эксперт и даёт нам оценку.
Во втором случае целью атаки является физическое устранение объекта агрессии. Человек, напавший на нас в переулке, должен быть приведён в беспомощное состояние или принуждён к бегству. Мы лавируем между угрозой жизни или здоровью — и уголовным кодексом, содержащим понятие о «превышении необходимых мер самообороны».
Надо ли объяснять, что форма поведения собаки будет напрямую зависеть от конкретных условий? Еще один камень преткновения — хватка. В спорте это цель, я имею в виду защитный раздел. Именно по ней можно оценить и силу нервной системы собаки (сохранять сильную спокойную хватку при теснении и воздействии фигуранта), и её подвижность. Причём, да простят меня «зелёные» и другие маньяки, стек не просто свистит в воздухе, его удары по живому слышны за пределами стадиона. Но громко хлопающий стек ни в коем случае не причинит собаке вреда! Это спорт! Здесь действуют правила! И фигурант, теснящий собаку, никогда не возьмёт в руки кусок водопроводной трубы!
И напротив, во время каких либо защитных действий хватка лишь следствие того или иного агрессивного поведения, СЛЕДСТВИЕ! Она «формируется» до атаки собаки. Она формируется и усиливается вместе с общим ее состоянием. Она практически не играет никакой роли в «защите», разве что, не обладая достаточной силой, способна усугубить ситуацию. Огромную роль играет как раз общее состояние, решимость, демонстрация однозначной готовности к атаке, плюс Ваше грамотное управление собакой. А основную роль играет сам «хулиган», точнее его своеобразный психологический барьер, уровень которого Вы с успехом можете регулировать с помощью своей подготовленной собаки. Хватки может вообще не произойти, если, к примеру, для выхода из сложившейся ситуации мы выбрали отступление. Или его выбрал «хулиган», решивший не связываться с собакой. Как говорят опять-таки японские мастера, лучший бой — тот, которого удалось избежать...
Поэтому начинать развитие «защитного» поведения с хватки, равно как и тратить время на неё в процессе подготовки, — попросту бред. Представьте себе собаку, которая сохраняет неимоверно сильную хватку, пока ей проламывают голову той самой водопроводной трубой! Эта хватка может стать последней и для неё, и для вас...
Мы опять отвлеклись.
Скажем ещё вот о чём. Попытки что-либо объединить или позаимствовать из одной области в другую приводят к заметному снижению результата. Как для спорта, так и для «защиты». Так что перед началом тренировок необходимо очень чётко определиться, к чему именно мы будем готовить собаку. Не думайте, что удастся воспитать «универсала» («универсал» может только родиться), или в случае чего легко будет вернуться с середины пути. Нежелательные навыки имеют свойство «вылезать» в самый неподходящий момент. И может случиться, что в силу врождённых особенностей или характера подготовки возврат в исходное состояние без основательной коррекции поведения окажется невозможным.
Попросту говоря, сравнивать и тем более противопоставлять спорт и прикладную защиту можно только не разбираясь ни в том, ни в другом.